Если посмотреть от храма Иоанна Предтечи на перекресток Пятницкой и Свободы, взгляд невольно остановится на пустыре, где одиноко стоит ларек для продажи воды. Здесь, на северной стороне Пятницкой располагался один из самых красочных деревянных домов на улице – особняк жены поручика Ольги Глазыриной.
Вероятно с середины XIX в. этим местом владели Бессоновы. В прошении об устройстве сына Дмитрия в морское училище, Эдуард Циолковский написал: «Жительство имею в г. Вятке на Предтеченской улице в доме Безсонова».
Новой хозяйкой места с деревянным флигелем с мезонином стала жена поручика (в 1910 г. подполковника) Ольга Максимовна Глазырина. В 1903 г. она строит новый двухэтажный деревянный дом на Царевской улице, на углу с Пятницкой. В том же году она стала сдавать его квартирантам.
Дом выделялся удивительными по красоте резными наличниками. Верхний этаж был украшен прорезной резьбой в русском стиле. В рисунке выпиловочной резьбы можно было обнаружить очертания переплетающихся ветвей, листьев, цветов — свидетельства растительного прототипа орнамента. А вот нижний этаж – оформлен традиционными строгими по стилю «классическими» наличниками, которые призваны уравновесить вычурность рисунков 2 этажа.
Мастер украсил резьбой и другие традиционные части фасада: карнизную доску, угловые пилястры. Масштабные резные детали говорят о стремлении хозяев к украшательству, в какой-то степени чрезмерному. В то время количество декора на доме порой воспринималось как синоним красоты.
В доме и во флигелях усадьбы сдавались комнаты. Благодаря одному из квартирантов, дом на Вятке в начале ХХ в. стал поистине музыкальным. В 1905 г. в доме Глазыриной живет и дает уроки преподаватель музыки, выпускник Петербургской консерватории, ученик профессора Л. А. Пабста пианист Герман Александрович Рылов, брат известного художника Аркадия Рылова. В январе 1906 г. он открывает здесь первую в Вятке музыкальную школу с семилетним обучением. Его ученики устраивали музыкальные вечера и концерты.
Известный художник Аркадий Рылов писал о своем брате: «Это был на редкость добросовестный труженик, любивший свое дело! Учащиеся с благоговением входили в его чистый, светлый класс, строго выдержанный в учебном стиле: письменный стол, несколько стульев, рояль да в углу бюст Бетховена. На стенах портреты великих музыкантов, сделанные углем Юдиным и мною». Правда А. Рылов называет и второй адрес школы – Николаевская, 65.
С 1918 г. Герман Рылов читал лекции для желающих, посвященные музыке. А в 1919 г. он становится заведующим Первой пролетарской музыкальной школы.
24 мая 1920 г. Герман Александрович скончался в доме на Преображенской, 17. После его смерти Рылова школа была закрыта, а ее помещение в том же году было представлено зубоврачебной амбулатории.
Здания усадьбы Глазыриной были снесены между 1987–1990 гг. За пустырем на углу Пятницкой и Свободы, где стоял дом, построен девятиэтажный дом (Свободы, 47). В. А. Любимов с горечью писал об этой потере: «Угловой дом Глазыриных (1903 года постройки) снесли. Ни резьбяное узорочье, ни то, что дом был связан с именами музыканта Г.А. Рылова, краеведа Н.Н. Арбузовой, архитектора-князя Г.Г. Кугушева, конечно же, никакого воздействия не возымели (не тот уровень!). Более того, сохранись этот дом, и соседний, «циолковский», стал бы вписываться в некий ансамбль. Разбабахали — не моргнули».
Е. В. Кустова