Дом М. И. Червинского (Володарского, 91), 1868-1869 гг.

Если с ул. Преображенской свернуть на Володарского, пройти у краснокирпичного дома купца Ф. Л. Ездакова, то сразу за ним можно увидеть полукаменный двухэтажный дом с мезонином, практически без декора на фасаде.

Вопрос о времени его постройки вызывает споры. Это место по Никитской улице начало застраиваться еще в начале XIX в. Мещанин Афанасий Егорович Рукавишников в 1802 г. получил план для постройки здесь одноэтажного деревянного дома на 6 саж. Поскольку капитала на постройку ему не хватило, он «взял в сотоварищи» мещанина Григория Матанцева с условием, что после постройки дом будет разделен на две равные части, и Матанцев с семейством будет жить во второй половине дома. Вскоре дом был построен.

Дом М. И. Червинского (Володарского, 91), 1868-1869 гг.
Дом М. И. Червинского (Володарского, 91), 1868-1869 гг.

Однако после смерти Афанасия Рукавишникова, его сын Иван (1800–1859) не смог ужиться с соседями. В 1820 г. он писал городским властям, что «в домашнем положении происходят ныне некоторые притеснения и обиды», потому просил разрешения выкупить у Матанцева половину дома. Тот однако отказался. Следует заметить, что Иван Афанасьевич был не только секретарем Вятской городской думы, но и супругом Афанасии Двойнишниковой – бабушки художника Аркадия Александровича Рылова и музыканта Германа Рылова.

Не выдержав такого соседства, Рукавишниковы, вероятно, сдались первыми и продали свою половину дома. В 1835 г. Григорий Матанцев делил дом уже с мещанкой Татьяной Ситниковой. В 1840–1850-е гг. одноэтажный дом перешел во владение сына Татьяны и Иринарха Никитича – цехового Петра Ситникова.

В 1861 г. усадебное место приобрел отставной рядовой Матвей Иванович Червинский. В 1862–1865 гг. мы видим размеры дома (6 х 5½ саж.) и надворного флигеля (4 х 3 саж.).

Загадка с датой постройки существующего полукаменного дома кроется в некоторой недосказанности документов. В 1867 г. в строительном отделении рассматривалось дело «по прошению отставного рядового Матвея Иванова Червинского об утверждении проекта на постройку полукаменного двухэтажного с мезонином дома в г. Вятке». Однако в 1869 г. о стоящем на участке двухэтажном доме (!) хозяин сообщал, что купил его у Ситникова в 1861 г. Был ли он выстроен на старом фундаменте или построен вновь, как говорилось в деле? В любом случае, даже если дом сохранил старое основание, фактически речь шла о постройке нового здания.

Строительство затянулось на несколько лет. Мезонин и бельэтаж были отделаны только в 1870–1873 гг. Верхний этаж и мезонин были обшиты тёсом. По проекту низ дома надлежало оштукатурить, украсить рустом, а вместо крайних окон соорудить отдельные входы на этажи. Пи строительстве появились два пристроя со стороны двора, которые нарушили симметрию первоначального решения постройки (южный пристрой, возведённый сравнительно недавно, возвышался над коньком мезонина).

До революции квартиры в доме сдавались в аренду. Например, в 1877 г. верхний этаж дома занимал священник Николай Поликарпович Кувшинский (1833–1908) — педагог, литератор, священник. Выпускник Казанской духовной академии (1856), преподаватель Вятской духовной семинарии, настоятель Воскресенского (с 1881 г.) и Спасского (с 1902 г.) соборов, законоучитель Александровского реального училища, мужской гимназии, женского епархиального училища. Председатель епархиального училищного совета, цензор «Вятских епархиальных ведомостей». Автор многих учебников (в том числе «Учебника латинского языка для младших классов») и исследований по истории церкви. В 1863 г. записал со слов вятского купца А. Е. Рязанцева рассказы о старой Вятке (были опубликованы в 1913 г.)

После смерти Матвея Ивановича Червинского в начале 1880-х гг., дом перешел его сыну Владимиру Матвеевичу, действительному студенту (1892), а затем коллежскому секретарю (1895), который владел им до революции. В 1908 г. в подвале дома работала пивная, а в 1911 г. здесь открылась прачечная и химчистка Весениной.

В советское и постсоветское время здание было занято конторой «Энергосбыт». В 2022 г. продан частному лицу. Дом является ценным градоформирующим объектом и должен сохранить при ремонте свой исторический вид.

Е. Кустова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *