Дома усадьбы И. И. Лебедева (Дерендяева 61 и 61 а), 1820-е гг.

В нашем городе, к сожалению, осталось немного домов с красивой резьбой. Практически последние образцы рельефных наличников мы можем увидеть на двух домах на улице Дерендяева 61 и 61 а. Те туристы, которые видели когда-либо дома Лебедева, оторванные от туристических маршрутов и зажатые современной застройкой, зачастую именно их называют самыми красивыми домами города. Хотя их состояние сегодня оставляет желать лучшего.

Появилась эта замечательная резьба при купце Иване Лебедеве, в начале ХХ в. Но история бывшей здесь некогда купеческой усадьбы началась задолго до этого, еще в эпоху Николая I.

Дерендяева, 61. Фото С. Русских, 2022 г.
Дерендяева, 61. Фото С. Русских, 2022 г.

Усадьба располагалась в квартале улиц, ограниченном городским гласисом (границей, оформленной валом насыпью) и улицами Копанской (совр. Герцена), Стефановской (Молодой Гвардии) и Всесвятской (Дерендяева). Впервые указанный квартал появился по плану 1784 г. На плане г. Вятки И. Д. Дюссар де Невиля, который был вятским губернским архитектором в 1821-1831 гг., указанный квартал еще пустует, хотя соседний по ул. Всесвятской в это время уже активно застраивался.

Тем не менее, существующие ныне дома появились еще на рубеже 20-30-х гг. XIX в. Их строительницей, вероятно, стала чиновница Аграфена Дмитриевна Завьялова (урожд. Кононова) (1762–1843, Вятка), жена коллежского секретаря. В 1832 г. она продала усадьбу Корельским: «В 1-й части города Вятки на дольной Всесвятской улице деревянный одноэтажный на низком фундаменте дом с плановым деревянным одноэтажным и надворным таковым же флигелями, купленный… Александрою Сергеевою Корельскою у коллежской секретарши Аграфены Дмитриевой Завьяловой, по купчей крепости совершенной в Гражданской палате 22 июля 1832 года, а от ней дошедший во владение мужу ея Ивану Яковлеву по духовному завещанию, засвидетельствованному в палате уголовнаго и гражданскаго суда 22 ноября 1845 года, а от него перешел во владение брату его Николаю Яковлевичу Корельскому».

Дерендяева, 61а. Фото С. Русских, 2022 г.
Дерендяева, 61а. Фото С. Русских, 2022 г.

Новый владелец — Николай Яковлевич Корельский (ок. 1810, Шурминский завод – 1871, Вятка) был коллежским секретарем, служил уездным землемером в Котельничском уезде (1860, 1866), являлся прихожанином Предтеченской церкви3.

В 1871 г. на Всесвятской улице в 21 квартале были отмечены три владения: два угловых (на углу со Стефановской крестьянки А. Л. Коржавиной и на углу с Копанской – мещанки Х. К. Нанкиной), между которыми располагалась усадьба Н. Я. Корельского. В указанном году на усадьбе располагались: «а) дом деревянный одноэтажный на каменном фундаменте с мезонином: в длину на 7, в ширину на 5 саж., крытый деревом; Б) флигиль деревянный одноэтажный с подвальным жильем: в длину на 7, в ширину на 3 саж.; В) флигиль деревянный одноэтажный: на 3 саж кругом; Г) службы деревянные: 1) коретник и конюшня: в длину 8, в ширину 4 саж.; 2) два погреба: в длину на 4, в ширину 3 саж.; Д) Баня деревянная: на 2 саж кругом… Состояние построек: приходят в ветхость».

По купчей крепости 12 октября 1871 г. дом, два флигеля и место 35*37 саж. (1200 кв. саж.) приобрел у Николая Корельского (за месяц до его смерти) за 650 руб. титулярный советник Василий Александрович Шубин. Он владел усадьбой с домом, двумя флигелями и службами по крайней мере до 1874 г. Причем стоимость построек постоянно росла: если в 1870 г. они были оценены в 513 р., спустя год – в два раза больше (1190 р.), в 1873 г. – в 1344 р., 1875 г. — 3062 р. Т.е. за 5 лет она выросла почти в 6 раз.

В период с 1875 по 1877 г. усадьба перешла титулярному советнику Поликарпу Поликарповичу Ложкину (1832, Урж. у. – 1904, Вятка). Про хозяина известно, что он выходцем из духовенства, был земским начальником 4-го участка Вятского у., дослужился до чина статского советника. За службу был награжден орденом Св. Владимира 4 ст. В 1863 г. женился на дочери чиновника Наталье Эдвиновне Больман. В 1896 г. его род был внесен в 3-ю часть дворянской родословной книги Казанской губернии. Поликарп Поликарпович являлся отцом известного земского деятеля, издательского работника Николая Ложкина (1869–1942). У Ложкиных в 1877 г. квартировала вдова вятского почтмейстера, гомеопата, мецената-попечителя Аполлинария Васнецова, Дмитрия Яковлева Далматова (ок. 1810–1877).

Описание усадьбы Ложкина в 1877 г. точно соответствует ее описанию при Корельском в 1871 г., но с одним важным уточнением: если при Корельском постройки были ветхими, то при Ложкине они были отремонтированы, отчасти перестроены, но в тех же размерах и описаниях. Можно предположить, что были заменены сгнившие бревна, крыша, но сами здания сохранили прежние очертания.

По купчей от 24 июня 1895 г. «дом и два деревянных флигеля в один этаж» по улице Всесвятской, принадлежавшие П. П. Ложкину, переходят мещанину Ивану Ивановичу Лебедеву (ок. 1855–1923, Вятка). Известно, что он происходил из крестьян Чепецкой волости, служил: в 1898 г. упоминается как запасной вахмистр. Записался в мещанство, а затем в купечество г. Вятки. Являлся старостой Спасского собора (1902, 1906), личным почетным гражданином.

В том же 1895 г. Лебедев поделил участок и продал северную часть (вероятно, к тому времени незастроенную) купцу С.О. Якубовскому (№169/2), сохранив за собой участок № 169/3. Возможно, Лебедев (или ещё Ложкин) также приобрели усадьбу на углу с Копанской, которая в окладных книгах стала фигурировать под № 169/1. На 1901 г. за Лебедевым значилось: «дом на фундаменте в 2 этажа, дом и флигель в 1 этаж деревянные». В 1910 г. – «два дома по 2 эт. и флигель в 1 эт. с мезонином деревянные. Сумма чистаго дохода 558 р.»

В начале XX в. Лебедев начинает активно перестраивать дома на своей усадьбе. Уже в 1902 г. он последовательно получает два проекта на перестройку флигеля в семь окон (совр. Дерендяева, 61). 25 апреля – на постройку у него мезонина в три окна, а также крыльца со стороны внутренней части двора. Однако уже 16 августа ему был выдан второй план, который предполагал устройство у того же дома вместо мезонина полного этажа, парадного крыльца на два окна со стороны ул. Всесвятской (слева) и крыльца со стороны двора (справа). В 1910 г. при описании владений Лебедева дом уже значится двухэтажным. Однако по сравнению с планом 1902 г. пристрой крыльца с левой стороны был реализован в измененном варианте — на всю ширину дома (в первоначальном варианте он был уже).

Кроме того, 17 декабря 1903 г. был получен план на постройку нового одноэтажного деревянного флигеля на семь окон с мезонином на три окна в глубине усадьбы, с резьбой, который, судя по более поздним планам, не был реализован.

26 июля 1910 г. был утвержден проект Э. К. Нюквистана пристройку к старому флигелю в глубине усадьбы Лебедева крыльца и 2-го этажа (дом на 7 окон, с юга к нему примыкает кухня на 2 окна). Если судить по плану 1927-1928 гг., этот план был реализован, но за последующие 15-17 лет этот дом получил новые пристрои. К сожалению, фотографий указанного дома не сохранилось.

В 1909-1910 гг. Вятская городская дума дала разрешение провести водопровод по ул. Всесвятской, сначала от угла ул. Стефановской до усадьбы Лебедева, а затем от усадьбы до угла ул. Копанской на расстоянии 90 саж.14

По Всероссийской переписи 1917 г. во владении И. И. Лебедева (Всесвятская, 55) в 68 квартале имелось 5 домов с печным отоплением: полукаменный 2,5-этажный (4 комнаты), остальные деревянные: двухэтажный (2 комнаты), 2,5-этажный (5 комнат), одноэтажный (1 комната) и 2 бани, в которых проживало 54 человека15. В 1918 г. все строения И.Лебедева с доходом 3468 руб. были национализированы16.

Судя по сохранившимся чертежам, Лебедев все дома своей усадьбы стремился украсить резными наличниками. Сохранившиеся два дома украшены редкой для вятских наличников рельефной резьбой. Как отмечает мастер народных художественных промыслов Г. Я. Лопатин, «барельефные наличники на домах № 61 и 61а по улице Дерендяева демонстрируют все виды резьбы: плоскую, глухую и моделированную. Выполнялась эта резьба профессиональными резчиками, занятыми подрядами по резьбе церковных иконостасов. Именно эти профессиональные резчики в середине ХIХ века от церковной резьбы по дереву перешли к резьбе архитектурной, что, естественно, сказалось и на орнаменте, и на технике изготовления самой резьбы»17. По мнению В. А. Любимова, рисунок-проект наличников мог принадлежать Илье Петровичу Исупову – вятскому резчику и позолотчику иконостасов, который также являлся дядей и крестным известного художника Алексея Исупова.

Но ценность домов не только в их внешнем виде. С их историей связаны имена известных постояльцев. Так, на рубеже XIX-XX вв., по сведениям В.А.Любимова, у Лебедева квартировали Драверты. Пётр Людо́викович Драверт (1879, Вятка – 1945, Омск) — известный сибирский учёный, писатель и поэт. Родился в Вятке в семье чиновника. В годы Первой русской революции являлся главой местной эсеровской группы, за что подвергался ссылке на Урал и в Сибирь. В советское время являлся одним из ведущих специалистов в области минералогии и изучении метеоритов, был членом Комитета по метеоритам АН СССР. Он являлся участником более 50 экспедиций на Урале, в Сибири, Поволжье, в том числе по исследованию Тунгусского метеорита. Рядом проектов занимался совместно с академиком В. И. Вернадским, с которым имел дружеские отношения. Оставил после несколько сот научных работ. В 2007 г. имя Драверта присвоили одной из улиц Омска. В 2009 г. в Омске на бульваре Мартынова был открыт мемориальный камень в честь Петра Драверта с осколком метеорита. Ксения, его сестра, была поэтессой; умерла за границей19.

Не менее известными постояльцами дома Лебедева были Гогели. Федор Владимирович Гогель (1879, Москва – 1951) вошел в историю как создатель и первый директор Государственного музея Востока в Москве (1919–1926), в то время именовавшегося ArsAsiatica, обладателя крупнейших в России коллекций искусства народов Востока, Кавказа и Закавказья, Средней Азии, Севера и Сибири.

В 1916 г., переехав в Вятку к своей матери, он становится сотрудником и заведующим Вятским губернским музеем искусства и старины. В 1916 г. благодаря поддержке ученых и художников Москвы и Петрограда возник проект организации в городе Вятке губернского художественно-исторического музея. Вскоре этот проект заменяется новым, более широким, проектом устройства «Дома Науки, Искусства и Общественности», реализованным в 1918 г. По идее инициаторов этот «Дом» должен был включить в себя «Художественную галерею» и «Музей местного края».

В 1918 г. Гогель как заведующий художественно-историческим музеем «Дома Науки, Искусства и Общественности» в Вятке получил широкие полномочия «получать по описи и под расписку из местных архивов художественно-исторические материалы для названного МУЗЕЯ (картины, иконы, гравюры, рисунки, фотоснимки и другие предметы искусства, истории, старины и быта)». Музей на протяжении нескольких лет переезжал из одного здания в другое. В 1918 г. новый директор Гогель сумел получить для музея у советской власти особняк купца Репина.

Он проживал в Вятке со своей матерью по адресу Дерендяева, 55 (совр. Дерендяева, 61) в 1916-1918/19 гг. Его сестра Е.В. Гогель писала 29 августа 1919 г.: «В конце июля 1919 года из дома №55 по Всесвятской улице, где проживали моя мать и брат, ныне находящийся в Москве, пришли сказать, что к коменданту дома приходили за справкой проживал ли в доме Ф.В. Гогель, так как ЧК запечатала амбары Вшивцева и разыскивает хозяина».

В 1919 г. Гогель покинул Вятки, став одним из основателей «Музея искусства Востока Ars Asiatica в Москве», являлся его директором (1919-1926), зам. директора (1926–1931).

В доме также проживала его сестра Елена Владимировна Гогель (1867, Бежецк Тв.губ. – 1955, Москва) — первый советский директор Вятской губернской публичной библиотеки им. А.И. Герцена. С 1903 по 1916 год работала начальницей библиотеки Женского педагогического института в Петербурге (совр. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена). Была личным библиотекарем великого князя Константина Константиновича.

В декабре 1917 г. она приехала в Вятку к больной матери, которая жила в семье Ольги Павловны Гогель-Кротовской. По переписи 1917 г. Ольга Павловна с мужем Дмитрием Андреевичем и детьми проживали в доме И. И. Лебедева по адресу Всесвятская, 55 (совр. Дерендяева, 61), кв. 4. По сведениям В. А. Любимова в том же доме проживала и Е.В. Гогель.

5 февраля 1920 г. Е.В. Гогель заняла должность директора Вятской публичной библиотеки, а 11 февраля – была утверждена в должности Председателя библиотечного комитета Вятской губернии. Благодаря ее энергичным действиям и проведению смелых по тому времени реформ Вятская публичная библиотека получила статус научного учреждения и была включена в 1921 г. в число 24 библиотек России, получавших обязательный экземпляр печатных изданий РСФСР. Она фактическим стала создателем Вятской публичной библиотеки в ее современном виде. Елена Владимировна начала проводить в библиотеке литературные и музыкальные вечера, встречи с учеными и вообще интересными людьми. Она организовала курсы библиотекарей Вятской губернии, где лично преподавала «библиотековедение». В апреле 1922 г. Елена Владимировна покинула Вятку в связи с переводом на работу в Москву.

Таким образом, дома Лебедева – во многом уникальны для нашего города. Это одни из самых старых деревянных домов регулярной застройки г. Вятки рубежа 1820-х –1830-х гг., которые сохранились до наших дней. Они являются последними образцами «иконостасной» резьбы наличников в г. Кирове. Украшенные резьбой в едином стиле и стоящие рядом, дома Лебедева обладают признаками ансамблевости, поддерживая активно разрушаемую сегодня историческую среду. Проживание в них деятелей культуры и науки, известных далеко за пределами Вятского края, придает им дополнительную ценность. Поэтому крайне важно, чтобы город сохранил их еще на долгие годы.

Статья: Кустова Е. В. История усадьбы купца И. И. Лебедева: судьбы домов и людей // Город на Вятке: история, культура, люди (к 645-летию Хлынова – Вятки – Кирова): материалы Всерос. науч. конф. (Киров, 10 июня 2019 г.). Киров, 2019.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *